Беспилотные перехватчики
В конце 1943 года под руководством А. И.Берга и Б. Е.Чертока разрабатывался проект РОКС (радиоопределителя координат самолета) применительно к управлению полетом первого отечественного ракетного истребителя БИ-145. Летчик-испытатель Г. Я.Бахчиванджи впервые поднял в воздух истребитель конструкции В. Ф.Болховитинова с ЖРД
А. М.Исаева и Л. С.Душкина — БИ-1 в мае 1942 года.
Сразу после войны в 1945-1947 годах в СССР проводились работы по созданию боевого многоразового беспилотного самолета-перехватчика с радиокомандной системой управления на базе самолета БИ-1 с ракетным двигателем (БИ-6, шестой прототип самолета БИ — для исследований был выделен шестой экземпляр самолета). По всей видимости, планеры серийных самолетов (по воспоминаниям авиаконструктора А. С.Мос — калева — около 30 штук) предполагалось использовать именно в этих целях, для чего они были взяты с серийного завода.
Успешное развитие ракетной техники, принятие на вооружение ракетных комплексов средней и межконтинентальной дальности, для которых “потенциальным противником” небыло разработано и создано реальных средств противодействия, практически предрешило судьбу беспилотных крылатых аппаратов, созданных на Уровне технологий 1950-х годов, как ударных средств. В последующие годы лишь эпизодически велись разработки беспилотных аппаратов для нанесения ударов по локальным целям или перехвата воздушных целей. Проработка перспектив развития и оценка возможности применения беспилотных средств велась головными институтами различных министерств.
В соответствии с Приказом Госкомитета по судостроению №0366 от 16 ноября 1959 года “Об организации разработки проекта генеральной
вариантах средней (вверху) и
межконтинентальной
дальности (справа)
перспективы развития судостроительной промышленности на 1959- 1975 годы” в ЦНИИ-45 (в настоящее время — ГНЦРФ ЦНИИим. академика А. Н.Крылова) были разработаны технические требования на перспективные образцы техники ВМФ. Среди них были беспилотный носитель управляемых снарядов класса “воздух-поверхность”: беспилотный перехватчик; беспилотный доразвед — чик (по всей видимости, реального воплощения эти беспилотные аппараты не имели).
Беспилотный носитель управляемых снарядов класса “воздух-поверхность” (предполагаемый срок создания — до 1970 года), предназначенный для повышенияэффективности ударов по авианосным ударным соединениям (АУС) вероятного противника, по проведенным расчетам следовало создавать как носитель одного-двух подвесных самонаводящихся снарядов. Применение беспилотного носителя предполагалось на дальностях до 2500 км. Для носителя задавалась автономная система наведения с
комбинированным самонаведением с дальностью действия до 300 км при избирательном поражении наиболее важных целей. Атака нескольких целей в АУС группой беспилотных носителей с высоты крейсерского полета до 30 км со сбросом на дальности порядка 150 км от целей подвесных снарядов, оснащенных пассивными системами самонаведения, должна была резко уменьшить эффективность средств ПВО АУС. Требованиями задавалась скорость носителя 3-4М, а подвесных снарядов — 4-5М, не исключалось сохранение
Беспиютиые іетатеїьньїе аппараты
ударных свонств и у снаряда-носителя. В качестве боевых частей рассматривались атомные БЧ с тротиловым эквивалентом, он гнмально достаточным для уничтожения корабля. Основной проблемой при создании ударной системы разрабо і чнки і ребо — ваннм видели в соз танин комплексного снаряда и разработке систем пассивного самонаведения снарядов, решающей задачу доразведки и выбора целей. В качестве модификации снаряда предлагался снаряд — постановщик активных и пассивных помех.
Беспилотный перехва і чик предполагалось создать для перехвата ннзко- п пысоколетящих целей Обладая возможностью возвращения на базу, перехватчик (ючпее, дорогостоящую аппаратуру дальнего наведения) мыслилось использовать неоднократно, что позвол и ю бы, применяя с него авиационные управляемые ракеты класса “воздух-воздух" более дешевые, чем зешппые управляемые ракеты дальнего действия, реализовать сравнительно дешевый комплекс перехвата воздушных целен. По оценкам перехватчик со взлегиой массой до 15000 кг с тактическим радиусом действия до 500 км можно было создать до 1970 года. При габаритах: длина — 17 м, размах-до 12 м (при сложенном крыле — до 5 м), высота — до 5 м. перехватчик должен был обладать максимальной скоростью полета — 2-2,5М, потолком — 25000-30000 м. Расчетная боевая нагрузка — две ракеты.
Следует отметить, что идею создания беспилотною реактивного перехватчика многокра і ного использования для оснащения крупных кораблей ВМФ СССР рассматривал и В. Н.Челомей в своих работах. По представлению В. Н.Челомея бсспи — ло і ный аппарат должен был обладать
достаточной прочностью даже для осуществ іення таранных атак самолетов противника.
В начале 1970-х годов в СССР находился в разработке беспилотный истребитель “Беркут”. Несколько малоразмерных ударных беспилотных аппаратов было разработано на базе БЛ A-разведчиков н в последние годы. Идеология использования беспилотных лезаіельньїх аппаратов для перехвата воздушных целей нашла свое отражение при создании авиационных комплексов перехвата с использованием пилотируемых истре — бнтелей-перехва гчпков, управляемых ракет класса “воздух-воздух", наземных станции обнаружения и наведения, командных пунктов и автоматизированных систем управления.
На рубеже 1970-х — 1980-х годов обсуждалось предложение по использованию отслуживших ресурс псі родителей 2-го поколения (типа МиГ-21) в качестве ударных беспилотных лез а — тельных аппаратов для атак наземных целей. По проведенным оценкам переоборудование части самолетного парка потребовало бы создания качественно новых подразделений армии, оснащенных средствами управления по сути одноразовыми БЛА, соответствующих. структур по обучению личного состава, ремонту техники и т. п. По всей ВИДИМОСТИ, предложение не было реализовано отчасти по причине ВЫСОКОЙ СТОИМОСТИ переоборудования самолетов и необходимости развертывания производства дорогостоящего бортового оборудования, предназначенного не только для пилотирования, но и для обнаружения целей и наведения па них систем оружия. Списанныепоресурсу, но пригодные к полетам самолеты — истребители частично были использованы в качестве мишеней (радио
управляемых), для обеспечения стрельб ЗРК ПВО, о чем будет сказано ниже.
Примененные на пилотируемых самолетах-бомбардировщиках системы вывода на цель с использованием радиомаяков или радиолокационных станций позволяют осуществлять автоматизированный вывод самолетов в район цели, а системы автоматического управлення — автоматический полет (от взлета до захода на посадку) и бомбометание по площадным целям.