Беспилотные перехватчики

В конце 1943 года под руко­водством А. И.Берга и Б. Е.Чертока разрабатывался проект РОКС (радио­определителя координат самолета) применительно к управлению полетом первого отечественного ракетного истребителя БИ-145. Летчик-испы­татель Г. Я.Бахчиванджи впервые поднял в воздух истребитель конст­рукции В. Ф.Болховитинова с ЖРД

А. М.Исаева и Л. С.Душкина — БИ-1 в мае 1942 года.

Сразу после войны в 1945-1947 годах в СССР проводились работы по созданию боевого многоразового беспилотного самолета-перехватчика с радиокомандной системой управ­ления на базе самолета БИ-1 с ракетным двигателем (БИ-6, шестой прототип самолета БИ — для исследо­ваний был выделен шестой экземпляр самолета). По всей видимости, плане­ры серийных самолетов (по воспоми­наниям авиаконструктора А. С.Мос — калева — около 30 штук) предпола­галось использовать именно в этих целях, для чего они были взяты с серийного завода.

Успешное развитие ракетной техники, принятие на вооружение ракетных комплексов средней и меж­континентальной дальности, для которых “потенциальным против­ником” небыло разработано и создано реальных средств противодействия, практически предрешило судьбу беспилотных крылатых аппаратов, созданных на Уровне технологий 1950-х годов, как ударных средств. В последующие годы лишь эпизоди­чески велись разработки беспилотных аппаратов для нанесения ударов по локальным целям или перехвата воздушных целей. Проработка перс­пектив развития и оценка возмож­ности применения беспилотных средств велась головными институ­тами различных министерств.

В соответствии с Приказом Гос­комитета по судостроению №0366 от 16 ноября 1959 года “Об организации разработки проекта генеральной

Беспилотные перехватчики

вариантах средней (вверху) и
межконтинентальной
дальности (справа)

перспективы развития судострои­тельной промышленности на 1959- 1975 годы” в ЦНИИ-45 (в настоящее время — ГНЦРФ ЦНИИим. академика А. Н.Крылова) были разработаны технические требования на перс­пективные образцы техники ВМФ. Среди них были беспилотный носи­тель управляемых снарядов класса “воздух-поверхность”: беспилотный перехватчик; беспилотный доразвед — чик (по всей видимости, реального воплощения эти беспилотные аппа­раты не имели).

Беспилотный носитель управля­емых снарядов класса “воздух-поверх­ность” (предполагаемый срок созда­ния — до 1970 года), предназначенный для повышенияэффективности ударов по авианосным ударным соединениям (АУС) вероятного противника, по проведенным расчетам следовало создавать как носитель одного-двух подвесных самонаводящихся снаря­дов. Применение беспилотного носи­теля предполагалось на дальностях до 2500 км. Для носителя задавалась автономная система наведения с

Беспилотные перехватчики

комбинированным самонаведением с дальностью действия до 300 км при избирательном поражении наиболее важных целей. Атака нескольких целей в АУС группой беспилотных носителей с высоты крейсерского полета до 30 км со сбросом на дальности порядка 150 км от целей подвесных снарядов, оснащенных пассивными системами самонаве­дения, должна была резко уменьшить эффективность средств ПВО АУС. Требованиями задавалась скорость носителя 3-4М, а подвесных снарядов — 4-5М, не исключалось сохранение

Беспиютиые іетатеїьньїе аппараты


Подпись: Истребитель БІ1-1 (шестой прототип)

ударных свонств и у снаряда-носителя. В качестве боевых частей рассмат­ривались атомные БЧ с тротиловым эквивалентом, он гнмально достаточ­ным для уничтожения корабля. Ос­новной проблемой при создании ударной системы разрабо і чнки і ребо — ваннм видели в соз танин комплекс­ного снаряда и разработке систем пассивного самонаведения снарядов, решающей задачу доразведки и выбора целей. В качестве модифи­кации снаряда предлагался снаряд — постановщик активных и пассивных помех.

Беспилотный перехва і чик предпо­лагалось создать для перехвата ннзко- п пысоколетящих целей Обладая возможностью возвращения на базу, перехватчик (ючпее, дорогостоящую аппаратуру дальнего наведения) мыслилось использовать неодно­кратно, что позвол и ю бы, применяя с него авиационные управляемые ра­кеты класса “воздух-воздух" более дешевые, чем зешппые управляемые ракеты дальнего действия, реали­зовать сравнительно дешевый комп­лекс перехвата воздушных целен. По оценкам перехватчик со взлегиой массой до 15000 кг с тактическим радиусом действия до 500 км можно было создать до 1970 года. При габаритах: длина — 17 м, размах-до 12 м (при сложенном крыле — до 5 м), высота — до 5 м. перехватчик должен был обладать максимальной ско­ростью полета — 2-2,5М, потолком — 25000-30000 м. Расчетная боевая нагрузка — две ракеты.

Следует отметить, что идею со­здания беспилотною реактивного перехватчика многокра і ного исполь­зования для оснащения крупных кораблей ВМФ СССР рассматривал и В. Н.Челомей в своих работах. По представлению В. Н.Челомея бсспи — ло і ный аппарат должен был обладать
достаточной прочностью даже для осуществ іення таранных атак само­летов противника.

В начале 1970-х годов в СССР находился в разработке беспилотный истребитель “Беркут”. Несколько малоразмерных ударных беспилотных аппаратов было разработано на базе БЛ A-разведчиков н в последние годы. Идеология использования беспи­лотных лезаіельньїх аппаратов для перехвата воздушных целей нашла свое отражение при создании авиа­ционных комплексов перехвата с использованием пилотируемых истре — бнтелей-перехва гчпков, управляемых ракет класса “воздух-воздух", назем­ных станции обнаружения и на­ведения, командных пунктов и авто­матизированных систем управления.

На рубеже 1970-х — 1980-х годов обсуждалось предложение по исполь­зованию отслуживших ресурс псі ро­дителей 2-го поколения (типа МиГ-21) в качестве ударных беспилотных лез а — тельных аппаратов для атак наземных целей. По проведенным оценкам переоборудование части самолетного парка потребовало бы создания ка­чественно новых подразделений ар­мии, оснащенных средствами управ­ления по сути одноразовыми БЛА, соответствующих. структур по обу­чению личного состава, ремонту техники и т. п. По всей ВИДИМОСТИ, предложение не было реализовано отчасти по причине ВЫСОКОЙ СТОИ­МОСТИ переоборудования самолетов и необходимости развертывания произ­водства дорогостоящего бортового оборудования, предназначенного не только для пилотирования, но и для обнаружения целей и наведения па них систем оружия. Списанныепоресурсу, но пригодные к полетам самолеты — истребители частично были исполь­зованы в качестве мишеней (радио­
управляемых), для обеспечения стрельб ЗРК ПВО, о чем будет сказано ниже.

Примененные на пилотируемых самолетах-бомбардировщиках систе­мы вывода на цель с использованием радиомаяков или радиолокационных станций позволяют осуществлять автоматизированный вывод само­летов в район цели, а системы авто­матического управлення — автомати­ческий полет (от взлета до захода на посадку) и бомбометание по пло­щадным целям.